Создание условий для сохранения здоровья воспитанников
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28.12.2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» вся работа строится на принципах охраны жизни и здоровья детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Большое внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, путем оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
Системность деятельности дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения воспитанников отражается в содержании реализуемой образовательной программы (реализация образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»). В дошкольном учреждении систематизированы: инструкция по охране жизни и здоровья детей, инструкция по антитеррористической безопасности, инструкция по пожарной безопасности.
В детском саду проводится ежедневный утренний фильтр детей старшей медсестрой и воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья.
Два раза в неделю старшая медицинская сестра проводит осмотр детей на педикулез. Ежегодно на начало календарного года заключается договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию воспитанников между дошкольным учреждением и детской поликлиникой.
Одним из факторов, влияющих на здоровье детей, является организация рационального питания. Питание в детском саду организовано в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста». Требования к устройству, оборудованию и содержанию пищеблока, к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности пищевых продуктов и продовольственного сырья соответствуют СанПиН 2.4.1.3049-13, а так же типовой инструкции по охране труда при работе на пищеблоке.
В детском саду организовано четырехразовое питание в соответствии с примерным цикличным меню и технологией приготовления пищи. Проводится витаминизация 3-го блюда. Питание детей организуется в соответствии с 20-дневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах.
В детском саду, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, организован питьевой режим, используется кипяченая вода.
Медико-социальные условия пребывания воспитанников в детском саду соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы. Охват периодическим медицинским обследованием воспитанников составляет 100 %. Непрерывно отслеживается анализ заболеваемости детей.
2. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся.
Содержание этой группы требований тесно перекликается с требованиями к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Для исполнения данных требований проведен анализ соответствия состояния и содержания территории, здания и всех помещений дошкольного учреждения требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
В учреждении функционирует пищеблок, оборудование и содержание которого соответствуют СанПиН 2.4.1.3049-13, а также типовой инструкции по охране труда при работе на пищеблоке. Для приема пищи группы обеспечены соответствующим оборудованием, посудой, удобной мебелью.
С целью повышения качества хранения и приготовления пищи приобретается необходимое оборудование для пищеблока.
Для реализации образовательной программы в дошкольном учреждении имеются 12 групповых комнат. На территории детского сада располагаются прогулочные участки, соответствующие возрастной группе.
В группах оформлены физкультурные уголки и уголки здоровья, в которых имеется спортивное оборудование. Во всех группах детского сада оформлены информационные стенды для родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, а также по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Всю оздоровительную работу с детьми проводят воспитатели. С целью повышения сформированности культуры здоровья педагогических работников образовательного учреждения проводятся следующие мероприятия:
- Педагогические советы, где рассматриваются вопросы здоровьесберегающей деятельности в детском саду;
- Консультации для воспитателей;
- Тренинги;
- «Круглый стол»;
- Семинары-практикумы;
- Открытые просмотры образовательной деятельности;
3. Требования к организации образовательного процесса
Для выполнения этой группы требований в образовательную программу дошкольного образования включены образовательные области по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, а именно: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность». Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с годовым планом.
С целью формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в учреждении проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительного цикла.
При организации образовательного процесса учитываются индивидуальные особенности и здоровье каждого ребенка. Воспитатели в работе с детьми используют здоровьесберегающие технологии.
В детском саду создан психологически комфортный микроклимат, педагогами обеспечивается положительная эмоциональная мотивация воспитанников во всех видах детской деятельности, личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов с детьми на основе сотрудничества, уважения личности ребенка. Педагогами разработаны картотеки подвижных игр, дидактических пособий.
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
- Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары.
Для этого используем следующие формы работы с родителями:
- проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
- педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
- совместные занятия и развлечения, труд.
- круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, музыкантов).
- организация совместных дел.
Методы, используемые педагогами в работе с родителями:
-анкетирование
-посещение семьи
-наблюдение за ребенком
-беседы с родителями
-беседы с ребенком
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, медицинской сестры, родителей и детей.
4. Требования к организации физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивно-массовой работе в образовательном учреждении.
Данное требование направлено на организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися всех групп.
В образовательном процессе используются комплексы упражнений для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения гиподинамии: физкультминутки, динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игры разной подвижности, способствующие повышению двигательной активности.
В детском саду проводятся физкультурные и спортивные мероприятия с воспитанниками (в соответствии с годовым планом деятельности учреждения). Особое внимание уделяется участию обучающихся в физкультурных и спортивных мероприятиях на муниципальном уровне конкурс «Семья года», городская спартакиада и эстафеты между детскими садами города
5. Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
В соответствии с данными требованиями особое внимание уделяется взаимодействию образовательного учреждения с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Периодически выпускаются буклеты, памятки, оформляются папки-передвижки, пополняются информационные стенды, родительские уголки полезной информацией.
С целью просветительской работы, методической поддержки педагогов в дошкольном учреждении имеется информационно-наглядный материал, научно-методическая литература, периодические издания, картотеки (подвижные игры, хороводные игры, пальчиковая гимнастика, комплексы утренней гимнастики и др.)
6. Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Основными составляющими данного требования являются требования к использованию различных методов профилактики заболеваний.
Для профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача, используются такие методы как: витаминизация 3-го блюда, профилактика нарушений осанки и нарушений зрения с помощью здоровьесберегающих технологий.
Калорийность детского питания соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. В течение года между завтраком и обедом дети получают сок или свежие фрукты. В еженедельный рацион питания включены фрукты, овощи, мясо, рыба, творог.
В дошкольном образовательном учреждении создана система комплексной педагогической, психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное учреждение посещает 5 детей - инвалидов. Им оказывается социальная поддержка, а именно предоставляются 100% льготы по оплате за детский сад.
7.Требование к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Для исполнения данной группы требований в дошкольном учреждении постоянно отслеживается динамика показателей здоровья.
С целью отслеживания уровня сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся имеется диагностический инструментарий, диагностические карты и аналитические материалы, подтверждающие результативность работы учреждения по вопросам здоровьесбережения.
Ежегодно в отчет образовательного учреждения включаются данные о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Регулярно проводятся социологические исследования на предмет удовлетворенности родителей качеством услуг дошкольного учреждения.